Режим работы:
понедельник – пятница с 9.00 до 18.00
Кристиан Георг Пауль Пабст родился 27 мая 1854 года в Кёнигсберге в музыкальной семье. Отец — Август Пабст (1811–1885) — профессор Кёнигсбергского университета, директор Филармонического общества, капельмейстер, кантор, органист, пианист, автор целого ряда сочинений. Среди них несколько опер, зингшпиль, симфония, концертная увертюра, а также фортепианные пьесы. Мама Пауля — Паулина (урожденная Конде) — была певицей. Старший брат Пауля — Луи Пабст — также был пианистом, композитором, педагогом (в 1899–1906 преподавал в Музыкально-драматическом училище МФО и в Екатерининском институте в Москве). Естественно, что в такой обстановке исполнительская деятельность младшего Пабста проявилась необычайно рано. С 5 лет Пауль начал заниматься игрой на фортепиано под руководством отца, а затем — маститого кенигсбергского пианиста и педагога Луи Кёллера. Эти занятия шли столь стремительно, что уже в 9 лет юный артист успешно выступил на концертной эстраде Кёнигсберга, а в 15 лет совершил турне вместе со знаменитым скрипачом У. Буллем. Юный Пауль участвовал в совместных концертах с известными певцами и музыкантами – М. Маллингер, Э. Каррион, М. Хаузер, позднее — с В. В. Безекирским, Г. Венявским и др., гастролировал в России, Германии, Нидерландах, Бельгии, Великобритании, Польше. В 1869–70 брал уроки фортепианной игры в Вене у А. Доора, в Дрездене — у А. Блассмана, позже в Веймаре — у Ф. Листа. Одновременно он получил признание в Европе и как великолепный органист, выступал в Домском соборе (Рига, 1870), а с 1875 преподавал игру на фортепиано в музыкальных школах Риги, организованных его отцом и старшим братом. По приглашению Н.Г. Рубинштейна с 1 ноября 1878 П.А. Пабст начал работать в Московской консерватории (официально занял должность преподавателя младших классов в 1879, с 1881 года — профессор). В 1892 принял российское подданство и вошёл в историю русской музыки как Павел Августович Пабст. Музыкант обладал выдающимися достоинствами блестящего исполнителя, пианиста-виртуоза. Н.Д. Кашкин отмечал его великолепную технику, яркую музыкальность. А. Г. Рубинштейн, который слышал игру юного музыканта ещё в Кёнигсберге, считал П.А. Пабста лучшим исполнителем своих сочинений и восторгался его феноменальным талантом.
Кроме того, П.А. Пабст постоянно выступал в фортепианном ансамбле с А. И. Зилоти (до 1891 г.), позже с юным С. В. Рахманиновым, который впоследствии посвятил Пабсту «Семь салонных пьес для фортепиано» ор. 10 и впервые исполнил с ним свою Сонату ор. 5 для 2 фортепиано. Кроме того, П.А. Пабст был первым исполнителем целого ряда произведений П. И. Чайковского, А. Г. Рубинштейна, М. А. Балакирева, А. С. Аренского, С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина, Г. А. Пахульского, А. Н. Корещенко.
П.И. Чайковский посвятил ему «Концертный полонез» ор. 72. Он не только ценил Пабста как исполнителя, но и доверял ему составление и редактирование сборников своих фортепианных сочинений. Современники отмечали его искусство великолепного ансамблиста и аккомпаниатора. С 1891 до конца жизни П.А. Пабст был постоянным партнером И.С. Танеева по фортепианному ансамблю (в записи сохранились фрагменты сюиты «Силуэты» Аренского). В свой репертуар он включал сочинения И. С. Баха, Д. Скарлатти, В. А. Моцарта, Л. Ван Бетховена, Ф. Шуберта. П.А. Пабст считался одним из лучших интерпретаторов музыки Р. Шумана (в том числе, по мнению Клары Шуман), Ф. Шопена и Ф. Листа.
В его композиторском багаже – более 100 салонных фортепианных пьес, два концерта для фортепиано с оркестром, фортепианное трио, посвящённое памяти А.Г. Рубинштейна, а также сборник упражнений для учеников «Новая школа беглости». Особое место среди композиций Пабста занимают концертные фантазии на темы сочинений П.И. Чайковского – его пушкинских опер – «Евгений Онегин», «Мазепа», «Пиковая дама» и балета «Спящая красавица». Они украшали репертуар известных пианистов – А. Зилоти, С. Рахманинова, В. Софроницкого, К. Игумного и др.
Среди учеников П.А. Пабста (всего их более 200 за 19 лет работы в Московской консерватории) А.Б. Гольденвейзер, К.Н. Игумнов, Н.К. Метнер, А.Ф. Гедике, Г.А. Пахульский, Г.Э. Конюс, А.Н. Корещенко и др.
Павел Пабст (в центре) со скрипачом Александром Печниковым (слева) и виолончелистом Анатолием Брандуковым (справа).
Уникальные записи игры Пабста 1890-х гг. на валиках Эдисона (из коллекции Ю. И. Блока) хранятся в фондах Пушкинского Дома (Санкт-Петербург), а фирма «Marston» готовит их к изданию.
По материалам сайта МГК им. П.И. Чайковского.
Фортепианно трио Ля-мажор памяти А.Г.Рубинштейна
Фантазия на тему П.И.Чайковского "Спящая красавица" в исполнении автора